Поиск

Паулу Роберту де Алмейда (Бразилия)
Война и мир Дмитрия Медведева / Паулу Роберту де Алмейда (Бразилия)
Страница 2

В любом случае предварительные меры примирения в зоне югоосетинского конфликта могут включать взаимные обязательства прибегать исключительно к мирным средствам, изолировать и сдерживать экстремистов и склонных к насилию лиц и политические движения, а также обеспечить легитимное представительство для населения зоны конфликта с целью мирного решения проблем Один из возможных путей – посредничество независимых или нейтральных организаций, которые должны действовать на основе четкого мандата, признанного всеми сторонами конфликта. В случае с Осетией таким посредником могла бы выступить ОБСЕ

К сожалению, история учит, что нам не стоит питать слишком большого оптимизма относительно как Европы вообще, так и отдельных ее регионов в частности Начиная со Средневековья и вплоть до наших дней, если верить историческим хроникам, конфликты на пространстве между Черным и Каспийским морями гораздо чаще разрешались силой, нежели мирными средствами. Долговременное решение проблемы на местном уровне невозможно – если, конечно, оно не будет так или иначе гарантировано некоей могущественной и притом внешней силой. Такими гарантами могли бы выступать ОБСЕ и ЕС с одной стороны и Россия – с другой Но в данном случае Россия – это не столько решение, сколько, увы, часть самой проблемы. Так что более чем на 50 процентов решение вопроса находится в российских руках – посмотрим, смогут ли Дмитрий Медведев и Владимир Путин повести себя ответственно

Поэтому если президент Медведев искренне хочет построить новую систему общеевропейской безопасности, он мог бы начать с приглашения представителей уже существующих на этом пространстве политических и военно– политических структур – ОБСЕ, ЕС и, возможно, НАТО, – чтобы обсудить с ними возвращение к соглашениям, уже заключенным в конце советской эпохи. И взять на себя обязательства в полном объеме эти соглашения соблюдать

Что касается новых проблем, возникших в результате распада Советского Союза, он мог бы предложить созвать постоянную конференцию с участием всех заинтересованных сторон и наблюдателей от ОБСЕ и ЕС для обсуждения всех актуальных вопросов – как в свое время на крупных мирных конференциях. Конечно, никто не даст гарантий, что все проблемы удастся таким образом быстро уладить Однако Медведева никто не сможет обвинить в том, что он даже не пытался этого сделать. После того как проблемы в регионе будут урегулированы – или их попытаются урегулировать, – он сможет продолжить продвигать свою идею евро– атлантической системы безопасности.

Конечно, присутствие в этом регионе НАТО осложняет ситуацию, так как на переднем крае кризиса оказываются США. Но это и естественно – Европа – это геополитический карлик Ей недостает ни смелости лидеров, ни политической воли, чтобы развивать свой стратегический потенциал – слишком долго она полагалась на американский ядерный щит. Однако Россия должна понимать, что если некоторые страны и народы Восточной Европы стремятся под натовский «зонтик», это значит, что они неуютно чувствуют себя в тени России – ощущают исходящую оттуда угрозу Это история:

Россия запугивала, вторгалась, оккупировала, покоряла – и до сих пор угрожает большинству своих соседей. И даже если это было не так – все равно это широко распространенное видение прошлого

Несмотря на собственный опыт переживания иностранной агрессии – со стороны шведов, Наполеона Бонапарта, немцев в двух мировых войнах, – Россия начиная минимум с XVIII века объективно является главным дестабилизирующим фактором для Центральной и Восточной Европы. И чтобы избежать подобного нелицеприятного статуса в будущем, Россия должна сделать ряд принципиальных выводов из своей истории.

Сама географическая, по сути, концепция евроатлантического пространства – это все пережитки прошлого, своего рода дежавю того, что было актуально в старом геополитическом пространстве эпохи холодной войны, – и вместе с ним его следовало бы похоронить Это последнее, чем и США, и России следовало бы руководствоваться в своей политике – несмотря ни на какие советы выживших из ума корифеев прошлого. В мире, где все зависят друг от друга, друзей и врагов просто не может быть «Лучший» враг США – это, пожалуй, Пентагон и его стратеги, только и знающие, что искать врагов. Злейшие враги России – они не за границей, они все свои, домашние: автократические тенденции в политической сфере, коррупция и неидеальная ситуация с правами человека, сокращение населения, ухудшение образования, здравоохранения, экологической ситуации. Если Россию что-то не устраивает в ближнем окружении, ей, наверное, стоит присмотреться к своим соседям, где некоторые диктаторы – пережитки советской эпохи по-прежнему властвуют над жизнью и смертью своих сограждан Сосредотачиваться на старых европейских военных конфликтах и политических противоречиях – это лучший способ не дать умереть призракам геополитического прошлого Их следует похоронить – чтобы дать дорогу экономическому сотрудничеству и интеграции Россия по-прежнему погружена в прошлое вместо того, чтобы смотреть в будущее, принимать американский, европейский и китайский капитал, ноу-хау и технологии, способные сделать ее действительно процветающей державой

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Аксиомы власти. Проблемы полномочий в обществе
Проблема власти является одной из центральных в политической науке. Уяснение сущности, потребности и механизма власти имеет важное значение для понимания природы политики и государст ...

ОТ АВТОРОВ
До недавнего времени проблемы американской экономики (истинные или мнимые) были для граждан России достаточно абстрактными понятиями. Даже процесс падения доллара относительно других валют с начал ...

Эпоха первобытной общины.
...