Поиск

РАЗЛАД ВНУТРИ ЧАСТНЫХ ВЛАДЕНИЙ
Добыча и политика / ДРУЗЬЯ И ВРАГИ / РАЗЛАД ВНУТРИ ЧАСТНЫХ ВЛАДЕНИЙ
Страница 2

По мере углубления Великой Депрессии компании снова попытались усовершенствовать систему Как есть, на этот раз предложив Проект меморандума принципов, которые предполагали более свободные соглашения о сотрудничестве. Тиски Депрессии были столь суровыми, что новый меморандум взывал к экономии в конкурентных расходах. Экономия достигалась, наряду с уменьшением конкурентных различий между компаниями, путем урезания рекламных бюджетов. Под сокращение подпадали дорожные знаки и рекламные щиты, газетную рекламу предстояло ограничить разумными пределами, премии гонщикам надлежало уменьшить либо вообще отменить. Выпуск маленьких рекламных штучек, столь дорогих сердцу водителей – зажигалок, ручек и календарей – предстояло резко сократить или вообще прекратить. Ничто не избегло урезания, даже числои тип вывесок на заправочных станциях надо было стандартизировать для уменьшения необязательных расходов.

Подобные соглашения, независимо от степени их реальной эффективности, неизбежно приводили к спорам, вызывая бурную и повсеместную критику с одной стороны, и борьбу за свои права – с другой. Многие видели во всем этом доказательства гигантского заговора, направленного против покупателей. Существовало великое подозрение – создаются международные картели. И особенно, когда демонстрируется товарищество нефтяных гигантов. Эти соглашения не противоречили законам разных стран вне США. Напротив – и требования времени, и давление правительственной политики, и атмосфера бизнеса ставили в повестку дня сотрудничество и объединение в картели в той или иной форме.

В каждой компании, входившей в соглашение, высший менеджмент называл руководство других компаний друзьями: друзья в Лондоне говорят… или друзья еще не приняли решение. Однако это было дружбой по работе, но не нефтяным братством. Именно чувство отчаяния в условиях подавленной мировой экономики и стагнации спроса в некоторой степени объединили нефтяные компании. Они были непримиримыми конкурентами и никогда не забывали об этом. Совместные действия сопровождались повсеместным недоверием, осторожностью, глубоко укоренившимся соперничеством. Даже при обсуждении сотрудничества замышлялись новые нападения. Спустя всего несколько месяцев после Экнекерри Шелл вступила на рынок Восточного побережья США и принялась очень быстро расширять свой бизнес. Джерси охватило негодование. Один из ее руководителей назвал ход Шелл направляемым только амбициями. Затем, в 1936 году, Генри Детердинг узнал, что Джерси обсуждает продажу всех своих мексиканских операций Уильяму Дэвису, независимому нефтянику, имевшему вложения и в США, и в Европе. Дэвис был одним из вторичных игроков, столь осложнивших реализацию соглашений Как есть. Мы вместе сопротивляемся деятельности Дэ-виса, – рассерженно писал Детердинг в Джерси, – и, естественно, нелогично в разгар боевых действий продавать врагу необходимое снаряжение, которое поможет вести войну против нас. Обсуждая в 1930 году сотрудничество с Шелл, Джерси одновременно серьезно обдумывала слияние своего зарубежного бизнеса с Сокони, надеясь, что такая сделка поможет вернее одержать верх над Шелл.

Конфликты возникали постоянно, причем чаще по поводу только что согласованного или согласуемого, чем по поводу прошлых договоренностей. Проект меморандума принципов гласил, что объемы торговли участников должны были проверяться внешними аудиторами. Это вызвало возмущение руководителя Стандард-вакуум, совместного предприятия Джерси и Сокони в Азии. Я и мои коллеги единодушно выступаем против этого, – говорил он в декабре 1934 года. – Дело не только в том, что мысль о допущении внешних аудиторов к нашим бухгалтерским книгам отвратительна в силу очевидных причин. Нам кажется, что соглашение Как есть, вероятно, опирается на очень слабый фундамент, если участники не могут верить друг другу в вопросах предоставления правдивой информации по поводу объема торговли. Но нам в любом случае следует сохранять деятельность Как есть в приватных стенах заинтересованных организаций, – добавил он.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

КЛЕМАНСО И ЕГО ЛАВОЧНИК
Весь боевой опыт, начиная с армии такси, спасшей Париж в первые недели войны, убедил Францию в том, что доступ к нефти несомненно стал вопросом стратегическим. Жорж Клемансо якобы сказал перед Пер ...

ВВЕДЕНИЕ
«Ни одна из рецессий, случившихся в США в XX веке, не была точно предсказана». Разумеется, эту фразу, которая кочует из одного американского учебника экономики в другой, не следует понимать буквал ...

Введение
Мы — свидетели и участники событий космического масштаба. На глазах одного поколения удалось взорвать и, возможно, сломать Россию. Десять веков эта огромная цивилизация соединяла и уравновешивала ...